713 Тем для обсуждения
6,530 Открытых обсуждений
- Association for Computing Machinery TechNews (ACM)
- Go Parallel! (Dr. Dobbs)
- HPCwire (Tabor Communications, Inc.)
- insideHPC (John West)
- Joe Duffy's Weblog (Microsoft)
- Microsoft Parallel Programming Development Center (Microsoft Germany)
- MultiCoreInfo.com
- scalability.org (Scalable Informatics)
- Software Dev Blog (Intel Germany)
- Soft Talk Blog (Intel United Kingdom)
- The Moth (Microsoft)
Мобильная история. ARM, Atom, X86, PDA, UMPC и другие буквы и цифры
Victoria Zhislina (Intel) (9 пост(а)) 10.08.2009 21:17
В начале июня на конференции Computex-2009 Microsoft официально заявил, что не будет портировать Windows 7 для ноутбуков на базе ARM-процессоров.
Недавно компания Samsung объявила о начале производства процессоров ARM по 45nm технологии.
В июне 2009 на конференции разработчиков Apple представил новый, «очень быстрый» iPhone 3GS - «S» в маркировке обозначает “Speed” (“скорость”), с процессором Samsung ARM 600MHz.
Кроме того, этим летом исполнилось уже три года с тех пор, как Intel отказался от выпуска процессоров XScale для карманных устройств, продав все свои соответствующие подразделения компании Marvell...
Так что информационных поводов у меня накопилось достаточно. Поводов для того, чтобы вспомнить историю - рассказать о ситуации на рынке мобильных устройств на момент продажи XScale (лето 2006), посмотреть, что изменилось в этой области с тех пор, а также сделать некоторый прогноз развития индустрии мобильных компьютерных устройств как с точки зрения железа, так и софта.
Итак, 2006 год. Из интересующих нас мобильных устройств на рынке присутствуют: ноутбуки, карманные компьютеры (КПК), мобильные телефоны, а также смартфоны (или- коммуникаторы).
Ноутбуки. Пока дорогие, слишком тяжелые и громоздкие для постоянного ношения, обычно не работают от батареи больше 2-3 часов, многие модели не имеют встроенных модулей связи Bluetooth и\или Wi-Fi. Конечно, производители всех компонент ноутбуков активно работают над улучшением их характеристик, но пока прогресс не особо заметен. Поэтому используют «ноуты» в основном для работы – те, кому это действительно необходимо. Хотя таких людей становится все больше и больше. Рынок растет, а Интел на нем явно лидирует.
КПК (также известные как «наладонники», «карманные компьютеры», «PDA», «HandheldPC»). Если ноутбуки произошли от настольных персональных компьютеров-ПК, то КПК ведут свою родословную от гораздо более простых устройств - электронных записных книжек-органайзеров. Но КПК очень быстро прогрессировали, догоняя ПК. Так, в 2006 году КПК имеют производительные процессоры с частотой порядка 200-600 MHz (что соответствует Pentium II- Pentium III); уже выпускаются модели с VGA экранами (640х480), почти во всех КПК встроены Bluetooth и Wi-Fi, обеспечивающие доступ в Интернет.
Операционные системы КПК постоянно обновляются: за короткий промежуток времени Microsoft выпускает «Pocket PC 2002», «Pocket PC 2003», «Windows Mobile 2005» (со встроенным Microsoft Office Mobile, совместимым с настольным «Microsoft Office»), кроме того, развиваются Palm OS и Linux. Независимые разработчики выпускают массу софта для КПК – на «наладонниках» можно не только читать книжки и пользоваться электронной почтой, но даже играть в Doom и смотреть фильмы в неплохом качестве. КПК продаются не только в специализированных салонах, но и почти во всех магазинах компьютерной техники.
Так что, учитывая сказанное выше про недостатки ноутбуков, для многих пользователей «наладонник» является постоянным спутником жизни.
Причем, более 90% рынка процессоров в КПК занимает Intel XScale (PXA2xx). Казалось бы, всё хорошо, но на самом деле – не всё. Рынок карманных компьютеров неуклонно сжимается – их вытесняют смартфоны и мобильные телефоны, про которые – ниже.

Смартфоны (коммуникаторы). Даже если ваш «навороченный» мобильник имеет сенсорный экран и 500 функций, включая показ ТВ и синхронизацию с компьютером, то это - еще совсем не обязательно смартфон. У смартофона есть четкое определение: Смартфоны (или коммуникаторы) отличаются от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы, открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками и, соответственно, для его установки пользователями. В результате возможная функциональность смартфонов заметно выигрывает у обычных телефонов. Конечно же, для работы такой системы нужны соответствующие продвинутые «хардверные» ресурсы - процессор, память, экран.
Т.е. фактически, смартфоны – это те же КПК, но со встроенными функциями мобильной связи. И поэтому закономерно, что те, кто не хочет носить с собой два взаимодополняющих устройства – телефон и КПК, выбирают смартфон – рынок смартфонов растет. Хотя растет и не так быстро, как хочется производителям, ведь у смартфонов есть пара недостатков. Во-первых, это малое время жизни батареи по сравнению с обычными мобильниками. Конечно, и в КПК время автономной работы недостаточно велико, но в смартфонах оно еще меньше, да и для многих полностью разряженный смартфон на порядок хуже полностью разряженного КПК – ведь первое означает «остаться без связи с миром», а второе - просто «остаться без дополнительной информации \ развлечений». Кроме того, развитие сотовых телефонов исторически шло в сторону уменьшения их размера, покупателей убеждали, что чем меньше мобильник, тем он лучше, солиднее и дороже. И вдруг оказывается, что это не так, а покупать надо смартфоны – дорогие, самые продвинутые, но довольно громоздкие телефоны. Т.е. серьезным людям предлагается прикладывать к уху и разговаривать по «записной книжке». Поэтому смартфонов пока относительно немного, а уж модели с процессором Intel XScale можно вообще пересчитать по пальцам. Доля этого рынка у Intel, вопреки его желаниям, совсем невелика. Хотя в лабораториях Intel и есть инженерные образцы коммуникаторов с процессором XScale, работающие под управлением самой распространенной ОС смартфонов - Symbian, но основной на тот момент производитель смартфонов – Nokia не использует XScale.
Мобильные телефоны. Выделяются из прочих специализированных устройств (фотоаппаратов, плееров, вееров:) ) своими побочными, далеко не телефонными функциями. Телефоны, за исключением самых дешевых, уже обеспечивают воспроизведение мультимедиа, Интернет-серфинг и работу с электронной почтой. Помимо этого, телефоны поддерживают Java (точнее, J2ME) приложения, которые, хотя по возможностям и производительности уступают полноценным «родным» программам смартфонов, но значительно расширяют «компьютерные» возможности телефона.
Процент Intel XScale в мобильных телефонах, увы, составляет ноль. И причины этого можно понять – если по мнению многих производителей XScale слишком мощен (а вместе с тем энергоемок, дорог и велик) даже для смартфонов, то для телефонов – тем более.
Так обстоят дела на рынке мобильных устройств в 2006. А что же происходит в это время в компаниях, наполняющих этот рынок?
А происходит некоторый финансово-экономический кризис в области компьютерных технологий (хотя, по сравнению с нынешним, он выглядит просто расцветом
). Поэтому компании активно ищут как способы поднятия дохода – новые устройства, области применения и тп, так и способы оптимизации расходов – избавляются от всего ненужного.
Все производители процессоров, причем не только мобильных, но и серверных активно борются не только и не столько за производительность, сколько за понижение энергопотребления и тепловыделения своих изделий.
В июле 2006 Intel выпускает на рынок новое поколение процессоров – Core 2, где помимо прочих технических новшеств реализована универсальная микроархитектура. То есть, одни и те же процессоры, отличающиеся только частотой, количеством ядер и размером кэшей, теперь используются как в ноутбуках, так и в настольных компьютерах и в серверных решениях. Полагаю, что объяснять преимущества такой универсальности для компании, а в итоге и для потребителей - излишне.
Применительно к мобильному рынку – союзом ведущих компаний (Intel, Microsoft, Samsung и еще рядом участников) проектируются устройства для заполнения пустующей ниши между ноутбуками и КПК – для тех, кому КПК мал, а ноутбук – велик. Кодовое название этих устройств сперва «Оригами», впоследствии - Ultra-Mobile PC (UMPC). Именно для таких устройств Intel изначально ведет разработку нового процессора, впоследствии названного Atom.

Так же, как и все остальные настольные и мобильные CPU Intel кроме XScale, Atom - x86 (IA32) процессор, что автоматически означает работу на устройствах с ним всех настольных ОС и приложений (конечно, если им хватит ресурсов).
Хотя Atom и поддерживает такие современные технологии, как 64 битное расширение, Hyper Threading, векторные инструкции вплоть до SSSE3, но его ядро устроено очень просто (основные идеи взяты из первого Pentium и даже из Intel 80486), за счет чего уменьшаются габариты процессора, а также значительно снижается энергопотребление\тепловыделение.
Причем, снижается настолько, что по прогнозам (кстати, пока еще не сбывшимся и сейчас, в 2009 году), Atom должен по всем параметрам превзойти XScale, а значит, попасть не только в ультра-мобильные PC, но и в смартфоны.
Именно поэтому – чтобы в будущем не конкурировать с самим собой (Atom против XScale), и в настоящем не распылять ресурсы на две различные архитектуры (x86 и ARM соответственно), а сосредоточиться на одной – первой, Intel продает весь бизнес по выпуску XScale для мобильных устройств компании Marvell.
Что же произошло дальше? Об этом – в следующем посте.
Категории: Intel Software Network, Мобильность
Метки: Intel Atom, PXA, UMPC, мобильные устройства
Пожалуйста, обратитесь к странице Уведомление об оптимизации для более подробной информации относительно производительности и оптимизации в программных продуктах компании Intel.
Комментарии (25)
| 10.08.2009 23:41
ksili
|
Интересный обзор. А я все ломал голову, почему продали XScale. Ведь рынок MID-устройств растёт и просто так уходить с него... как-то странно. Кстати я недавно обзавёлся нетбуком на Atom'e и вроде видел на нём надпись ULPC, а не UMPC. Теперь он не ультра-мобильный, а ультра-дешёвый )) А что, правда Atom поддерживает SSE3 и HT? У меня старый CPU-Z не пошёл на этом процессоре. Надо новый скачать. Диспетчер задач показывает два процессора, но там ведь непонятно - это один проц с HT или два отдельных ядра? А SSE3 я думал не поддерживает. В Википедии написано, что наборы инструкций только x86 и x86-64. |
| 10.08.2009 23:42
ksili
| Сейчас на ark.intel.com посмотрел - про HyperThreading написано, а про наборы инструкций ничего. |
| 11.08.2009 02:09
Dmitry Oganezov (Intel)
|
ark.intel.com -> выбираем процессор -> Additional Information -> Download Datasheet. Полагаю что у вас N270. Тогда это будет http://download.intel.com/design/processor/datashts/320032.pdf Идем в раздел Major Features. Читаем: Intel® Streaming SIMD Extensions-2 and -3 (Intel® SSE2 and Intel® SSE3) support and Supplemental Streaming SIMD Extension 3 (SSSE3) support. |
| 11.08.2009 02:10
Dmitry Oganezov (Intel)
| Вика, отличный пост! С нетерпением ждем продолжения. |
| 11.08.2009 02:23
ksili
| Ну datasheet я не качал, просто смотрел таблички на сайте. Скачать предпочел CPU-Z, т.к. это универсальнее :-) |
| 11.08.2009 02:41
Dmitry Oganezov (Intel)
| Согласен ;). И что показывает CPU-Z? |
| 11.08.2009 06:12
Victoria Zhislina (Intel)
|
(mt2) я тоже большой поклонник е-книг, на 90% использую свой КПК именно для чтения. Тоже уверена, что за простейшими е-книжками - будущее. Но - массовое будущее (низшая ниша рынка). Это подобно тому, как кому-то подойдет сотовый телефон, а кому-то обязательно нужен смартфон. У е-книг масса недостатков по сравнению с кпк- часть из них будет устранена со временем, а часть -нет. Так к принципиально устранимым недостаткам относятся отсутствие подсветки и страшная инерционность электронных чернил (пока страница переворачивается, можно успеть зевнуть :) ). Но есть еще неустранимый недостаток - вы сами о нем пишете :) - невозможность сменить софт, если не устраивает существующий. На КПК при возникновении проблем с pdf или чем-то еще, вы просто устанавливаете альтернативную программу-читалку или пишете свою :) На е-книге так поступить нельзя. Иначе она превратится в КПК :) Кстати, на КПК при чтении книг меня очень радуют сподключаемые словари-одним тычком на слово можно посмотреть его значение при тении на любом из 12 языков. На е-книге так, увы, не бывает |
| 11.08.2009 06:27
Victoria Zhislina (Intel)
|
Dmitry O, огромное спасибо за ответ ksili! (ksili) Да, Атомы бывают разные - лития, кислорода, золота...упс, т.е. я хотела сказать, что Intel Atom тоже отличаются - они бывают N, Z и 300 Серий. Последние - для недорогих десктопов (неттопов), и они двухядерные. Так что если у вас не десктоп, то, на 99% - Hyper Threading К сожалению, никогда не пробовала CPU-z на Атоме, не знаю, корректно ли он работает. Но CPU-z обычно оперативно реагирует на выход новых CPU - так было с i7, поэтому нужна обязательно новая версия cpu-z Кстати, неплохая - довольно сжатая, но информативная статья про Атом на Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Intel_Atom |
| 11.08.2009 07:01
ksili
|
Да, у меня N270. CPU-Z показал, что есть поддержка SSE, SSE2, SSE3 и SSSE3 (!). Что интересно, про SSSE3 я как-то раньше и не слышал. Видимо, что-то упустил в этой жизни... Залез в Википедию, а там написано, что SSSE3 поначалу назывались SSE4! Те SSE4, которые сейчас SSE4, это уже другие команды? Я уже совсем запутался... |
| 11.08.2009 07:14
Victoria Zhislina (Intel)
| (ksili) да, Википедия не врет про SSE. Но подробно пояснять сейчас не стану. Пожалуй, когда стану посвободне,е напишу про это отдельный пост. Спасибо за тему :) |
| 11.08.2009 07:36
Dmitry Oganezov (Intel)
|
Запутался сам - помоги запутаться другому! :)))) Тема SSE настолько широка, что впору заводить специальную категорию блога. Что-то вроде MMX, AVX, и все, что было между ними ;). Вика, подключай тяжелую альтелерию в лице коллег AEs |
| 11.08.2009 14:31
mt2
|
> (mt2) я тоже большой поклонник е-книг, на 90% использую свой КПК именно для чтения. Тоже уверена, что за простейшими е-книжками - будущее. Но - массовое будущее (низшая ниша рынка). Это подобно тому, как кому-то подойдет сотовый телефон, а кому-то обязательно нужен смартфон. У е-книг масса недостатков по сравнению с кпк- часть из них будет устранена со временем, а часть -нет. Так к принципиально устранимым недостаткам относятся отсутствие подсветки и страшная инерционность электронных чернил (пока страница переворачивается, можно успеть зевнуть :) ). Но есть еще неустранимый недостаток - вы сами о нем пишете :) - невозможность сменить софт, если не устраивает существующий. У меня е-книга на жидких кристаллах и страница перелистывается мгновенно. И подсветка есть, регулируемая. Можно сделать, чтобы в кресле при торшере читать, а можно, чтобы в полной темноте. Софт, я полагаю, менять не надо - при столь низкой цене проще купить другую е-книгу, более современную. Но разработчики могли бы подумать о заменяемых картах прошивки в следующих поколениях е-книг ;) За е-чернилами будущее, но пока нет хороших, лучше ЖК. В е-книге важен вес - чем меньше - тем удобнее, поэтому нужен минимум кнопок и минимум функций. И загрузка должна быть мгновенной - как на моей. |
| 12.08.2009 02:03
ksili
|
Тут у меня ещё возник вопрос про мой Atom. 64-битное расширение он поддерживает, а смогу ли я поставить на нетбук 64-битный Windows? Дело в том, что Windows-то не простой стоит, а Windows XP Home Edition ULCPC. В сети я нашёл информацию, что поверх даже обычный Windows XP Home Edition не удавалось поставить. Так что, получается 64-бита идут лесом? |
| 12.08.2009 07:16
Victoria Zhislina (Intel)
| ksili, полагаю, что термин "поставить поверх" тут неприемлем. Тут только "поставить вместо". Поскольку я работаю в Интел, а не в Майкрософт :) то, конечно, не в курсе точных системных требований к каждой из ОС Windows - память, жесткий диск, .... Но уверена, что их можно найти и понять "встанетне встанет" :) Полагаю, что основная проблема будет поискналичие драйверов к конкретным компонентам вашего ULCPC. не факт, что они существуют :( |
| 12.08.2009 07:36
Maxym Dmytrychenko (Intel)
|
2 ksili а зачем x64 ставить есть памяти больше 2Г НЕ поставить? второе в чем именно заявленные проблемы? |
| 12.08.2009 07:56
Maxym Dmytrychenko (Intel)
|
кстати - по большому Atom существует в двух вариантах - embedded и нет. Различаються они по фичам, цене (в частности форм фактор производства) а так же TDP. если сходить на http://ark.intel.com/ProductCollection.aspx?familyID=29035 то можно многое увидеть , в частности что Intel® 64 присутствует только в 230 и 330 сериях, у которых и это важно заметить TDP 4 и 8 Watt и это далеко не MID/Netbook область применения, если сравнить с N270 ( найболее часто используемый в netbook ) и его TDP = 2.5 Watt Ограничения по памяти идут не от самого процессора а используемого чипсета и их не много - Intel GMA 950/945 (оригинально Интеловские разработки) и US15W/GMA 500 (не интеловская , такая же как у iphone ) что именно и на каком чипсете делать - рекомендую смотреть по сводным таблицам например тут http://en.wikipedia.org/wiki/Intel_GMA#Table_of_GMA_graphics_cores_and_chipsets :) |
| 12.08.2009 08:00
ksili
|
> Тут только "поставить вместо" Тут неважно, поставить вместо или поверх. Эта Windows ULCPC ещё чистая. > а зачем x64 ставить есть памяти больше 2Г НЕ поставить? Да мне надо протестировать одну программу на 64-битах > в чем именно заявленные проблемы? Я ещё даже не пробовал. просто порыскал в сети и нашёл, что что-то другое туда поставить проблематично. Поищу получше. |
| 12.08.2009 08:44
Maxym Dmytrychenko (Intel)
| 2 ksili что именно показывает CPU-Z ? какой именно процессор? |
| 12.08.2009 08:59
ksili
|
CPU-Z показал N270 на чипсете i845GSE. Что-то я сразу не догнал, что x86-64 в списке наборов инструкций нет :( Так что вопрос снят. |
| 12.08.2009 09:01
ksili
| К тому же сейчас футбол начался! ;-) |
| 12.08.2009 11:08
Marianna Svetlosanova (Intel)
| Вика, спасибо за интересный пост! |
| 21.08.2009 06:39
Roman Dementiev (Intel)
| всегда интересовала история мобильного бизнеса Intel, спасибо |
| 21.08.2009 07:17
Victoria Zhislina (Intel)
| Roman, тогда уж историю мне стоило начать еще раньше - когда интел купил Dec, а у Dec была лицензия на ARM CPU (Strong ARM) |
| 19.09.2009 07:40
Владислав Бояров | По поводу установки ОСей на недобуки. Пробовал поставить Моблина, но там не оказалось переключения на русскую клавиатуру, а поддержки я не получил. Сейчас вместо XP поставил "Семёрку" - стало лучше. |
Обратная ссылка (3)
- Блоги Intel® Software Network » Мобильная история, часть II
12.08.2009 02:14 - Блоги Intel® Software Network » Мобильная история, часть III- “Вперед, в будущее”
13.08.2009 04:47 - Блоги Intel® Software Network » Мобильная история, часть II
26.08.2009 10:33





mt2
13,459
Для чтения лучше специальные устройства - электронные книжки ценой $100-200 и без излишней функциональности. У меня такая книжка 3 года и я очень доволен. Собираюсь купить вторую - у моей с pdf-файлами проблемы. Хорошо бы гиганты мобильных устройств обратили бы больше внимания на плохоразвитый еще сектор электронных книжек: они очень удобны и перед ними большое будущее!